Схема анализа занятия в учреждении дошкольного образования
Анализ позволяет выявить уровень проведения занятий педагогом. Целью является выделение сильных и слабых сторон педагога, помощь ему в повышении своей квалификации в том или ином направлении.
<font color="#000000">Схема 1.</font>
<font color="#000000">Предлагаемая схема анализа позволяет компактно (в баллах) представить разноуровневые характеристики содержания и формы занятия.</font>
<font color="#000000">0-3 балла– низкий уровень;</font>
<font color="#000000">4-7 баллов– средний уровень;</font>
<font color="#000000">8-10 баллов– средне- высокий уровень;</font>
<font color="#000000">11-14 баллов–высокий уровень.</font>
<font color="#000000"> Содержание анализа</font>
<font color="#000000"> </font>
<font color="#000000">1. Создание начальных условий для эффективного проведения занятия (от 0 до 2 баллов).</font>
<font color="#000000">2 балла дается при условии:</font>
- <font color="#000000">отсутствие задержек и отступлений от темы на занятии;</font>
- <font color="#000000">учебные пособия способствуют быстрому включению ребенка в работу, привлекательны для него.</font>
<font color="#000000">2. Адаптация предлагаемого материала к детям</font>
<font color="#000000">3 балла дается при условии:</font>
- <font color="#000000">содержание материала обучение соответствует возрасту детей;</font>
- <font color="#000000">детям даются разноуровневые задания;</font>
- <font color="#000000">учитываются индивидуальные особенности.</font>
<font color="#000000">3. владение методами обучения (от 0 до 2 баллов).</font>
<font color="#000000">2 балла дается при условии:</font>
- <font color="#000000">методы разнообразны (не менее 2-х);</font>
- <font color="#000000">методы оригинальны;</font>
- <font color="#000000">информация и материал соответствуют теме занятия;</font>
- <font color="#000000">стимулирование развития интеллектуальных функций (память, внимание, мышление, речь и тд.).</font>
<font color="#000000">4. Техника объяснений (от 0 до 2 баллов).</font>
<font color="#000000">2 балла дается при условии:</font>
- <font color="#000000">материал соответствует эстетическим нормам;</font>
- <font color="#000000">речь воспитателя грамотна;</font>
- <font color="#000000">воспитатель разъясняет непонятные моменты.</font>
<font color="#000000">5. Взаимодействие с детьми (от 0 до 3 баллов).</font>
<font color="#000000">3 балла дается при условии:</font>
- <font color="#000000">побуждение детей оценивать и корректировать работу друг друга;</font>
- <font color="#000000">избегание прямых указаний и коррекций действий ребенка, больше поощрений, чем замечаний;</font>
- <font color="#000000">стимулирование активности детей на занятии;</font>
- <font color="#000000">поддержание положительного эмоционального тона занятия.</font>
<font color="#000000">1. Поведение в группе (от 0 до 2 баллов).</font>
<font color="#000000">2 балла дается при условии:</font>
- <font color="#000000">использование методов активизации внимания;</font>
- <font color="#000000">не замечает мелкие непреднамеренные нарушения дисциплины, а на серьезные– реагирует немедленно и взвешено.</font>
<font color="#000000">Схема 2.</font>
<font color="#000000">Анализ целей. Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей занятия с учетом особенностей учебного материала, места данного занятия по теме, уровня подготовленности детей. Степень достижения целей занятия.</font>
<font color="#000000">Анализ структуры. Соответствие структуры задачам и целям. Продуманность выбора типа занятия, его структура, логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Целесообразность распределения времени занятия. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана и организация его выполнения воспитателем. Оборудование занятия. Рациональная организация труда воспитателя и детей.</font>
<font color="#000000">Анализ содержания. Соответствие содержания требованиям программы. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия. Реализация развивающих возможностей занятия в плане формирования активной детской деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение детей к восприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование основных понятий, словарного запаса.</font>
<font color="#000000">Организация самостоятельной работы детей. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей. Инструктаж и помощь воспитателя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).</font>
<font color="#000000">Анализ методики проведения занятий. Определение обоснованности и правильности отбора материалов, приемов и средств обучения, из соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям, учебным возможностям данного возраста детей. Разнообразие приемов и методов, применяемых воспитателем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Оценка методической вооруженности и педтехники воспитателя.</font>
<font color="#000000">Анализ работы и поведения детей на занятии. Общая оценка работы детей: интерес, активность, работоспособность на различных этапах занятия, организация самостоятельной детской деятельности. Оценка целесообразности и эффективности применяемых форм работы. Приемы поддержания у детей интереса к занятию и дисциплины.</font>
<font color="#000000">Культура общения воспитателя с детьми, соблюдение норм педагогической этики и такта, оценка созданного им морально- психологического климата в детском коллективе.</font>
<font color="#000000">Оценка санитарно- гигиенических норм условий занятия.</font>
<font color="#000000">Общие выводы и предложения.</font><font color="#000000"> </font>
<font color="#000000"> Схема 3.</font>
<font color="#000000">1. Место данного занятия в системе занятий.</font>
<font color="#000000">2. Место данной темы в общей системе работы.</font>
<font color="#000000">3. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.</font>
<font color="#000000">4. Анализ целей и задач занятия:</font>
<font color="#000000">- правильность постановки;</font>
<font color="#000000">- соответствие содержанию занятия;</font>
<font color="#000000">- единство,развивающей, образовательной и воспитательной задач;</font>
<font color="#000000">- способы постановки и доведения до детей (ребенка);</font>
<font color="#000000">- степень достижения.</font>
<font color="#000000">5. Анализ структуры и организации занятия:</font>
<font color="#000000">- соответствие темам, целям и задачам;</font>
<font color="#000000">- основные этапы, их последовательность и взаимосвязь;</font>
<font color="#000000">- четкость перехода от одного этапа к другому;</font>
<font color="#000000">- целесообразность распределения времени между этапами занятия;</font>
<font color="#000000">- наличие плана занятия и организация его выполнения;</font>
<font color="#000000">- продолжительность занятия и его этапов;</font>
<font color="#000000">- соответствие фактического хода занятий запланированному;</font>
<font color="#000000">- отступления от конспекта, их причины.</font>
<font color="#000000">6. Анализ этапов занятия:</font>
<font color="#000000">- содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу;</font>
<font color="#000000">- соответствие учебного материала программе, перспективному плану работы, возрастным особенностям ребенка (группы детей);</font>
<font color="#000000">- адекватность выбора материала задачам занятия;</font>
<font color="#000000">- методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия;</font>
<font color="#000000">- реализация дидактических принципов обучения;</font>
<font color="#000000">- эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала , информационных технологий;</font>
<font color="#000000">- степень усвоения нового материала;</font>
<font color="#000000">- подведение итогов занятия и деятельности детей.</font>
<font color="#000000">7. Оценка здоровьесберегающей направленности занятия:</font>
<font color="#000000">- смена видов деятельности;</font>
<font color="#000000">- своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;</font>
<font color="#000000">- разнообразие, взаимосвязь, обоснованность выбора методов и приемов обучения;</font>
<font color="#000000">- соответствие использованных методов и приемов возможностям детей;</font>
<font color="#000000">- включение заданий с опорой на несколько анализаторов;</font>
<font color="#000000">- индивидуальная работа с детьми;</font>
<font color="#000000">- доступность и четкость инструкций, эффективность помощи педагога ;</font>
<font color="#000000">- упражнения на развитие общей и тонкой моторики .</font>
<font color="#000000">8. Анализ работы и поведения детей на занятии:</font>
<font color="#000000">- общая оценка работы группы (ребенка);</font>
<font color="#000000">- активность детей (ребенка) в процессе занятия;</font>
<font color="#000000">- устойчивость внимания в начале занятия и на основных этапах;</font>
<font color="#000000">- особенности познавательной деятельности детей (ребенка);</font>
<font color="#000000">- качество выполнения заданий детьми (ребенком);</font>
<font color="#000000">- умение детей (ребенка) применять знания в различных ситуациях;</font>
<font color="#000000">- степень овладения практическими навыками.</font>
<font color="#000000">9. Личность педагога:</font>
<font color="#000000">- знание материала занятия;</font>
<font color="#000000">- владение методами и приемами работы на занятии;</font>
<font color="#000000">- умение использовать методические пособия;</font>
<font color="#000000">- речь педагога (ясность, точность, эмоциональность);</font>
<font color="#000000">- мастерство психологического общения;</font>
<font color="#000000">10. Оценка самоанализа, сделанного педагогом в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим__________________</font>
<font color="#000000">11. Результаты занятия:</font>
<font color="#000000">- достижение цели, задач занятия;</font>
<font color="#000000">- оптимальность обучающих действий педагога ;</font>
<font color="#000000">- оценка занятий в соответствии с возможностями детей (ребенка);</font>
<font color="#000000">- качество представлений , умений получаемых детьми (ребенком);</font>
<font color="#000000">12. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику других педагогов.</font>
<font color="#000000"> Схема 4.</font>
<font color="#000000"> </font>
№
|
Компоненты занятия |
Составляющие |
1. |
Здоровьесберегающие компоненты |
-гигиенические условия; -физкультминутки; -смена динамических поз; -пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика; -целесообразность распределения времени; -рациональная организация труда. |
2. |
Содержание занятия |
-адаптация новых знаний к детям; -соответствие требованиям программы; -доступность, полнота, достоверность; -воспитательная направленность; -реализация развивающих возможностей занятия; -организация самостоятельной деятельности; -мониторинг плотности (речевой, обучающей). |
3. |
Методика проведения |
-обоснованность отбора методов, приемов, средств обучения; -диверсификация приемов и методов; -соответствие возрастным и половым различиям детей; -эмоциональность подачи материала; -способность к импровизации в нестандартной ситуации. |
4. |
Анализ деятельности детей |
-интерес; -активность; -работоспособность на разных этапах занятия; -уровень самостоятельности; -речевая активность; -культура общения и поведения; -морально- психологический климат. |