Уважаемые гости и посетители страницы нашего сайта!
Для болеее удобного способа взаимодействия с педагогом - психологом
и получения подробной и полезной информации просьба
перейти по ссылке
https://psycholodysad1slutsk.blogspot.com/
Что делает педагог-психолог в детском саду?
Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.
Кто такой педагог-психолог?
Наш педагог-психолог Лагун Мария Николаевна является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает педагог-психолог — он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.
Трудится педагог-психолог в трех направлениях:
- Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
- Работа с законными представителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
- Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.
Чего педагог-психолог не имеет права делать
Функции педагога-психолога не распространяются на:
- Постановку диагноза детям.
- Проведение специфического лечения либо его назначение.
- Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
- Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
- Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.
Советы педагога-психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.
Поэтому педагог-психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно
ГРАФИК РАБОТЫ
педагога-психолога
Лагун Марии Николаевны
Дни недели |
Время работы |
Понедельник |
8.00-16.30 |
Вторник |
8.00-16.30 |
Среда |
8.00-16.30 |
Четверг |
8.00-16.30 |
Пятница |
8.30-17.00 |
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
Понедельник |
8.00 – 9.00 |
Пятница |
16.00-17.00 |
Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы
- Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
- Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.
- Если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
- Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?». Лучше задавайте нейтральные вопросы: «Что было интересного в дошкольном учреждении?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п.
- Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
- Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.
- Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!
Подготовила
педагог-психолог М.Н.Лагун
Готовность ребёнка к школе.
Поступление в школу чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительных действий. Таким образом, эта ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. У ребёнка, поступившего в школу, повышается психическая направленность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребёнка. Ребёнку предстоит преодолеть эти испытания.
Ребёнок должен, идя в школу, уметь не столько читать и писать, сколько он должен быть психологически готов к школьному обучению. Эта готовность предполагает несколько моментов:
- У ребёнка должна быть сформирована учебная мотивация – осознанное стремление к школе, интерес к учебной деятельности:
- Эмоционально – благополучное отношение к школе, обучению и к себе лично;
- Стремление познать новое, приобретать знания;
- Желание учиться и занять положение школьника с его правами и обязанностями;
- Осознания необходимости обучения, как обязательной ответственной деятельности.
Основа для формирования учебной мотивации детей – любознательность, которая проявляется в детских вопросах. К ним необходимо правильно относиться:
- Не игнорировать, не высмеивать их, так как, всё это блокирует детскую мысль, снижает стремление к познанию;
- На вопросы отвечать не сразу, а предложить самим подумать; предложить ряд встречных, наводящих вопросов;
- Самим раздавать детям вопросы не констатирующие (что? где?), а заставляющие думать, сравнивать, искать закономерности.
- Для того, чтобы у детей был стимул к познанию, им необходимо показывать практическую значимость приобретённых знаний (усвоение счёта для сервировки стола, усвоение правил дорожного движения для собственной безопасности при переходе дороги и т. д. );
- Семейное чтение художественной литературы;
- Организовать книжный уголок для ребёнка;
- Взрослым для решения проблемы обращаться к книге;
- Игры в школу;
- Показ фото из школьной жизни;
- Рассказ о своих любимых учителях.
При развивающих занятиях с ребёнком необходимо соединить интересное и малопривлекательное, чтобы дети понимали, что обучение – это не только праздник, где всё интересно, легко, но и определённый труд, требующий усилий.
- У ребёнка должна быть сформирована волевая готовность к школьному обучению: Важно развитие у ребёнка моторики и координации движений, всего тела, и особенно рук, для обучению письму:
- Умение сознательно управлять своим поведением, умственной деятельностью;
- Умение планировать свою деятельность;
- Доводить начатое дело до конца;
- Самостоятельно выполнять задания взрослых;
- Подчиняться правилам поведения;
- Слышать и слушать взрослых и сверстников;
- Ставить перед ребёнком такую цель, которую он не только понял бы, но и принял, сделав её своей;
- Помогать и направлять в достижении цели, то есть, помогать отбирать средства для своей деятельности, действовать по плану и достигать намеченной цели;
- Обучение самоконтролю, умению искать ошибки в своей работе, исправлять их.
- Через использование гимнастических комплексов для рук;
- Через игры с пластилином, крупой, орехами;
- Через раскрашивание;
- Через вырезание и т. д.
- Общее физическое здоровье ребёнка, чтобы он мог выдержать нагрузку в течение урока и в течение учебного дня.
- Интеллектуальная готовность ребенка к школе – предполагает наличие определённой системы знаний и следствие, закономерности в окружающем мире:
- Определённый уровень развития внимания;
- Памяти (смысловое запоминание);
- Мышления (наглядно – схематического, наглядно – образного);
- Социально – психологическая готовность включает:
- Желание и умение общаться с детьми, со взрослыми;
- Действовать сообща; умение уступать, согласовывать свои действия с другими детьми.
- К концу дошкольного возраста у ребёнка формируется речевая сфера, к которой относятся:
а) звукопроизношение;
б) эмоциональная культура речи;
Не выразительная речь может привести к грамматическим ошибкам, пропускам слов при письме, трудностям при чтении и запоминании стихов.
Необходимо учить детей:
- Выражать свои мысли ясно и чётко;
- Передавать ясно то, что увидел, услышал;
- Учить выделять в рассказе главное;
- Передавать рассказ по определённому плану;
- Учить стихи.
РЕЖИМ ДНЯ БУДУЩЕГО ШКОЛЬНИКА
- 8.30. – 12.00. – уроки в школе;
- 12.30. – обед;
- 2 – 3 часа занятие любимым делом, желательна прогулка на свежем воздухе;
- Выполнение уроков (желательно, в одно и то же установленное время) через каждые 20 –30 минут перерыв, так как, высока утомляемость (полить цветы, съесть фрукт, физкультминутка);
- Начинать уроки с самого простого, постепенно, переходя к сложному; в конце самое любимое;
- После уроков прогулка на улице;
- Просмотр телепередач не более 1,5 часов в день;
- Спать укладываться не позже 21.30. (в одно и то же время), тогда утром не будет проблем с подъёмом.
Подготовила
педагог-психолог М.Н.Лагун
КАК НЕЛЬЗЯ ПОСТУПАТЬ С РЕБЁНКОМ.
Родители с самого рождения своего малыша часто мечтают о том, чтобы он вырос гармоничной личностью.
Родители с самого рождения своего малыша часто мечтают о том, чтобы он вырос гармоничной личностью. И прилагают к этому множество усилий; образовывают, обучают, наставляют, развивают. Но при этом не соблюдают элементарные правила воспитания малыша. Наша жизнь стремительна, и хочется многое успеть. И мы поторапливаем, делаем неуместные, обидные замечания, иногда в некрасивой форме. Или же, напротив, не замечаем стараний малыша, не оказываем самой главной поддержки - родительской. А затем, спустя годы, видим в детях очевидные промахи наших "усилий". Но уже поздно. Результаты воспитания не радуют.
ЗАПОМНИТЕ, ели вы хотите, чтобы ребёнок справился с трудными периодами собственного становления, был счастлив во взрослой жизни и не имел комплексов, ни в коем случае НЕЛЬЗЯ:
- Игнорировать ребенка. Это явление встречается довольно часто. С одной стороны малыш завален игрушками, книжками, сыт, одет, обут, присмотрен: А с другой, у родителей практически никогда нет на него времени. Они оба работают, заняты домашними делами, увлечены собственными заботами, и не замечают просьб ребёнка об общении, совместных играх, в лучшем случае отсылают его к телевизору.
Кроме того, у родителей есть привычка обсуждать при ребенке свои проблемы, устраивать конфликты, считая, что ребенок маленький и поэтому "все равно ничего не понимает". Это ошибка. Может малыш и не вникнет в суть конфликта, но поймет, что отец и мать ссорятся, и это вызовет у него такие негативные эмоции, как страх перед кем- то из родителей или перед обоими, вину (многие дети считают себя причиной родительских ссор) и так далее. Кроме того, ребёнок невольно перенимает манеру общения при выяснении отношений.
- Смеяться над ребенком и унижать его. Родители могут и не подозревать о том, что некоторые их высказывания в адрес ребёнка звучат с унизительным акцентом. Такое случается довольно часто. "Не трогай, ты еще маленький!", "Детям этого делать нельзя!"
И так далее. Подобные замечания вызывают у ребенка обиду и злость, и эти два чувства постепенно начинают доминировать в душе малыша. При этом сценарий развития внутренних качеств может быть совершенно разным: одни дети будут спровоцированы на неуверенность в собственных силах в дальнейшем, другие - на агрессию.
- Не принимать во внимание мнение ребенка. Каким родителям приходит в голову посоветоваться с сыном или дочерью, если они затевают ремонт, переезд, планируют рождение еще одного ребенка, и так далее? Чаще всего взрослые просто информируют ребенка о своем решении, не считаясь с его мнением. Его голос не принимается во внимание на семейных советах, или же он всегда остается в меньшинстве:
И что же потом удивляться, когда через несколько лет уже подросток, начнет вести себя, по мнению родителей, наплевательски, не интересуясь их жизнью и проблемами? Его же давно приучили к тому, что его мнение никого не волнует! Вот теперь родителям и приходится пожинать семена, посеянные ими собственноручно.
РАБОТА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ и ПРЕОДОЛЕНИЮ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей, в 2006 году был издан Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях. Данный документ позволил в полной мере организовать раннюю профилактику семейного неблагополучия, оказать своевременную помощь ребенку и его семье.
На первой стадии семейного неблагополучия дети признаются находящимися в социально опасном положении (СОП). Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия.
Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:
- не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка);
- ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
- лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежащим образом выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.
Критерии и показатели неблагополучия семьи:
- Социально-экономический. Длительная безработица одного родителя (обоих родителей), нежелание работать, а также частная смена мест трудоустройства. Длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток. Расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению. Отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д. Необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д. Задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам. Частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
- Медико-санитарный. Антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами. Отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления. Алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер. Неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм. Противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.
- Социально-демографический. Родители со статусом лиц без определенного места жительства. Устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка). Выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей. Посещение родителями (одного из них) деструктивной секты. Родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
- Психолого-педагогический. Полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку. Непосещение родителями учреждения образования, несмотря на неоднократные приглашения. Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия. Насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами. Устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций. Повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.
- Криминальный. Постановка родителей на учет в органах внутренних дел. Нарушение родителями общественного порядка по месту жительства. Организация притонов. Аморальный образ жизни родителей (употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.). Вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртному, наркотикам, токсическим, психотропным веществам, принуждение к занятиям проституцией, попрошайничеству, азартным играм). Проявление жестокости в семье и вне семьи. Наличие судимых членов, приверженных к субкультуре преступного мира. Попытки покончить жизнь самоубийством одного из членов семьи. Отсутствие еды, пищи, тепла, крова. Пропуски занятий, наличие вредных зависимостей, постановка на учет, уходы ребенка из семьи, бродяжничество, попрошайничество, совершение правонарушений (преступлений), суицидальные попытки.
Обязательным является посещение воспитателями учреждения дошкольного образования семей воспитанников в сентябре и январе с составлением акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. В течение учебного года воспитателями осуществляется ежедневный контроль посещаемости ребенком группы. В случае отсутствия ребенка в детском саду, воспитатель в тот же день выясняет причину его отсутствия.
Первичная информация о фактах семейного неблагополучия не всегда бывает достоверной, поэтому все факты уточняются. При подтверждении факта неблагополучия оценивается степень риска проживания несовершеннолетних в семье, и определяются пути решения выявленных проблем. Если есть показатели неблагополучия ребенка (не по одному, а по нескольким критериям), то решением совет профилактики несовершеннолетний признается находящимся в социально опасном положении. Далее начинается сотрудничество учреждения дошкольного образования со всеми заинтересованными ведомствами по реабилитации семьи: обсуждение путей решения выявленной проблемы, составление, утверждение и согласование индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и целый ряд иных документов.
Семья, в которой несовершеннолетние признаны находящимися в социально опасном положении, еженедельно посещается. Результаты проводимой работы ежемесячно рассматриваются на заседаниях совета профилактики. Если динамика положительная, то несовершеннолетние снимаются с учета как находящиеся в СОП. В случае отсутствия положительных результатов составляется ходатайство в КДН (комиссия по делам несовершеннолетних) о признании несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите (НГЗ). В данном случае привлекается более широкий круг заинтересованных лиц для работы с этой семьей (источник: приложение 2 ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ от 24.05.2011г.)