Районные педагогические проекты
учреждения дошкольного образования
Тема педагогического проекта:
«Формирования представлений о количественных отношениях между временными отрезками у дошкольников, посредством использование в педагогическом процессе конструктора «Банчемс»»
Срок реализации: 2021-2023гг.
Цель
Развитие представлений о количественных отношениях между временными отрезками у детей дошкольного возраста посредством использования метода наглядного моделирования с помощью конструктора «Банчемс»
Руководитель учреждения образования: Гончаренко Жанн Александровна 8(017) 95 3-34-53
Участники реализации педагогического проекта: педагогический состав государственного учреждения образования "Детский сад № 1 г. Слуцка", от 08.10.2021 приказ № 92; воспитанники старшей группы; родители
Консультант педагогического проекта: Макаренко Людмила Михайловна, методист государственного учреждения образования "Слуцкий районный учебно-методический кабинет" 8(017) 95 7-50-41
Руководитель педагогического проекта: Ефимович Марина Сергеевна, заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования "Детский сад № 1 г. Слуцка"
8(017) 95 3-34-56
Актуальность
Моделирование – замещение реальных предметов другими знаками, предметами, изображениями – наглядно-практический метод обучения, известен давно. Многие воспитатели учреждений дошкольного образования широко применяют этот метод, т.к. он помогает развивать детское познание. Время – это реальность, в которой мы существуем. Поэтому, ориентировка во времени необходима ребёнку, как будущему члену общества. Время – сложный объект познания. Освоение понятия «время» идёт медленно и трудно, так как время характеризуется текучестью, оно необратимо, его нельзя увидеть, с ним нельзя совершать какие-либо действия, и наконец, обозначение времени условно.
Новизна данного опыта заключается в нетрадиционном использовании всем известного конструктора для формирования временных представлений у дошкольников. Такие модели имеют свои преимущества в использовании: отражают динамичную смену временных циклов; многофункциональны в работе, так как с их помощью можно закреплять не только понятия временных эталонов, но и иллюстрировать свойства времени (текучесть, сменяемость).
Известный немецкий учёный Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Тренируя пальцы рук с помощью конструктора «Банчемс» мы тонизируем кору головного мозга ребёнка и создаём предпосылки для развития памяти, мышления, зрительного восприятия, что является средством профилактики дисграфии, подготавливает детей к школе.
Таким образом, актуальность использования метода моделирования в процессе специально организованной деятельности с детьми дошкольного возраста не вызывает сомнения, так как использование моделей из конструктора «Банчемс» во-первых, вызывает интерес к заданиям; во-вторых, использование моделей-символов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала; в-третьих, манипулятивная деятельность с конструктором развивает мелкую моторику рук, что, в свою очередь влияет на развитие речи и интеллекта.
Задачи
1. Изучение научно – теоретических основ по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста.
2. Создать необходимые условия для работы по данной проблеме – обогатить методический инструментарий (изготовление карточек, таблиц).
3.Определить основные направления формирования временных представлений у детей дошкольного возраста средствами наглядного моделирования.
4.Разработать перспективное планирование игр и упражнений, внедрить в практику работы занятия и игры с использованием моделирования с помощью конструктора «Банчемс».
5.Привлечь внимание педагогов и родителей к формированию представлений о количественных отношениях между временными отрезками у детей дошкольного возраста посредством конструктора «Банчемс».
Материалы педагогического проекта:
1. Занятие по образовательной области «Элементарные математические представления» для детей старшей группы(5-6 лет) (фрагмент)
Тема: «Приключения с Королевой Времени»
Программные задачи: Продолжать формировать у детей умение ориентироваться в последовательности дней недели. Закреплять знания о частях суток, временах года. Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, познавательную активность. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Материал и оборудование: игрушка кукла «Королева Времени», шкатулка, лотки на каждого ребёнка с шариками из конструктора «Банчемс» чёрного, белого, жёлтого, красного, зелёного и синего цвета; наборы конструктора всех цветов радуги на каждого ребёнка и для воспитателя, фланелеграф.
Предварительная работа: работа с моделями «части суток» из конструктора «Банчемс», ознакомление с цветами радуги и их последовательностью, ознакомление с порами года, с последовательностью дней недели.
Ход занятия
Воспитатель. (В)Ребята, в гости к нам пришла Королева Времени. Она потеряла свою волшебную шкатулку, если её не найти, то всё время остановится. Королева просит нас помочь ей в поисках шкатулки. Посмотрите, ребята, у нас в группе расставлены цифры. Чтобы помочь Королеве найти шкатулку, надо пройти по порядку от цифры 1 и выполнить все задания. Ну что, вы готовы? (Да.) Как вы думаете, в какую сторону мы пойдем? (Направо, потому что там цифра 1.) (Дети подходят к цифре 1.)
В. Первая остановка. Когда это бывает? Назовите хором части суток. (Утро, день, вечер, ночь.) Каким цветом конструктора мы их обозначаем? (Утро – жёлтым, день – белым, вечер – синим, ночь – чёрным.)
В. А теперь я вам задаю вопрос, а вы отвечаете не словами, а показывая шарик из конструктора «Банчемс», в какое время суток это бывает.
Когда мы завтракаем? (Утром.)
Когда за вами приходят родители, чтобы идти домой? (Вечером.)
Когда вы спите в детском саду? (Днем.)
Когда занимаетесь зарядкой? (Утром.)
Когда на небе горят звёзды? (Ночью.)
В. Молодцы ребята, двигаемся дальше. Какая цифра нас ждёт? (2.) А кто ответит мне на вопрос о том, какой сегодня день? Я вам помогу. Когда вы пришли первый раз в детский сад после выходных? (Вчера.) Вчера началась неделя. Как называется этот день? (Понедельник.) Вчера был понедельник. Вот он. (Прикрепляет красную деталь конструктора на фланелеграф.). Раз вчера был первый день недели — понедельник, то который же сегодня день по счету? (Второй.) Как он называется? (Вторник.) (Прикрепляет оранжевую деталь конструктора.) Какой день после вторника? (Среда.) Середина недели – это среда. (Прикрепляет жёлтую деталь конструктора.) После среды идёт какой день недели? (Четверг.) (Прикрепляет зелёную деталь конструктора.) Какой день по счету после четверга? (Пятый, пятница.) (Прикрепляет голубую деталь конструктора.) А как называются выходные дни, когда вы не ходите в детский сад? (Суббота и воскресенье.) (Прикрепляет на фланелеграфе синюю и фиолетовую детали конструктора.) Ребята, я надеюсь, что вы все поняли и все запомнили. Теперь я вам предлагаю выполнить задание, которой прислал нам придворный ученый. Он хочет, чтобы вы выложили у себя на столе модель недели из конструктора «Банчемс». Попробуйте все сделать самостоятельно. (Образец убирается.) Молодцы, справились с заданием, идем дальше. Какая цифра нас ждёт? (3.) Что это на столе? (Шкатулка.) Чтобы её открыть, надо отгадать загадки и показать отгадки из конструктора «Банчемс». (Воспитатель загадывает загадки о порах года, а дети показывают шарики соответствующего цвета из конструктора.)
2. Мастер-класс для педагогов и родителей «С конструктором «Бамчемс» играй –
детей развивай» (фрагмент)
Игра «Домики времён года» Задача: закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года, закреплять названия месяцев. Оборудование: изготовленные (можно на листе фетра) из конструктора «Банчемс» 4 силуэта домика разного цвета (красный – лето, желтый – осень, голубой – зима, зелёный – весна). Картинки: 4 девочки в разноцветных платьях (времена года), картинки с изображением природы (по месяцам), предметные картинки. Описание: Педагог показывает домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Участники определяют (по цвету), в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времён года. Участники игры называют месяцы каждого времени года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. Педагог показывает изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Игроки объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов.
Игра «Разноцветная неделька» Задача: закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение. Оборудование: разноцветные шарики из конструктора «Банчемс», цифры от 1 до 7. Описание: Вариант 1. Педагог показывает цветной шар и называет день недели, участники игры показывают соответствующую цифру. Вариант 2. Педагог показывает цифры от 1 до 7 по порядку, игроки показывают соответствующего цвета шарики у себя и называют день недели.
Дидактическое упражнение «Части суток, стройтесь». Задача: закрепить умение устанавливать последовательность частей суток, начиная с утра. Оборудование: линейная модель частей суток, цветные шарики из конструктора «Банчемс». Описание: Вариант 1. Педагог делит игроков на команды по 4 человека, раздает каждому по шарику, обозначающему часть суток. Предлагается построиться, ориентируясь по линейной модели, начиная с первого элемента – утра. Чья команда справится быстрее, становится победителем. Вариант 2. Игрокам предлагается построиться, начиная с ночи.
Игра «Определи день недели» Задачи: Закрепить названия и последовательность дней недели. Описание: Каждый день недели обозначен цветком из конструктора «Банчемс» определённого цвета, выложенных в ряд. Игрокам предлагается ответить на познавательные вопросы, например: «Определи, каким цветом обозначен четверг, если понедельник обозначен красным?»; «Покажи на модели выходные дни»; «Каким цветом обозначена среда?»; «Определи какой сегодня день недели и посади бабочку на соответствующий цветок».
Дидактическое упражнение «Разложи по порядку, начиная с …»
Задача: упражнять в определении и назывании последовательности частей суток от любого элемента. Оборудование: круговая модель суток из конструктора на фетре, детали конструктора, обозначающие части суток.
Описание: педагог предлагает детали конструктора, которые надо разложить по порядку, начиная с части суток «утро», «ночь», «вечер», ориентируясь на круговую модель суток.
Дидактическое упражнение «Когда это бывает?» Задача: закреплять умение соотносить условный знак (цвет детали конструктора) с частью (временем) суток, изображенной на картинке. Оборудование: 4 детали (желтая – утро, белая – день, голубая – вечер, чёрная – ночь), картинки с изображением деятельности человека в различное время суток, пейзажные картинки. Описание: Раздаются каждому участнику игры по 4 фишки разных цветов, обозначающих части суток. Объясняется задание: «Я буду показывать вам картинки, вы должны внимательно посмотреть на картинку и определить, в какое время суток это происходит». В ходе показа картинки, участник должен поднять цветную деталь конструктора, определив, к какой части суток относится изображенная деятельность.
3. Фрагмент занятия по образовательной области «Элементарные математические представления».
Изготовление календаря в группу
с использованием конструктора «Банчемс»
Цель: ознакомление детей с творчеством русского писателя В.И. Даля, обобщение и систематизация знаний детей по теме «Времена года»
- Расскажу я вам сказку про Старика – годовика. Написал её русский писатель Владимир Иванович Даль…
- Вышел Старик – годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.
Слайд № 6 (птицы зимы)
Махнул Старик – годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Слайд № 7 (птицы весны)
Махнул Старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы.
Слайд № 8 (птицы лета)
Махнул Старик – годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Слайд № 9 (птицы осени)
Махнул Старик – годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
Слайд № 10 (знак вопроса)
- Сколько раз Старик – годовик взмахивал рукавом и выпускал птиц?
Что означают эти птицы, вы догадались? (он выпускал времена года)
Назовите четыре времени года? (в году бывают четыре времени – это зима, весна, лето и осень)
Слайд № 11 (четыре времени года)…
- Вспомните, Старик – годовик четыре раза выпускал птиц. А какое количество птиц вылетало с каждым взмахом? (три птицы)
- Почему три и что они означают? (три месяца в каждом времени года)
- Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Слайды № 13,14,15
-Закрываем глаза и слушаем ещё один музыкальный отрывок
Слайд № 16 (зима)
- Какое время года звучит в этом музыкальном отрывке? Опишите, что вы представляли, когда слушали музыку. Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
Слайды № 17,18,19
- Опять закрываем глаза и настраиваемся слушать.
Слайд № 20 (весна)
- А сейчас какое время года вы услышали в этом музыкальном отрывке? Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)
Слайды № 21,22,23
- В четвёртый раз закрываем глаза, погружаемся в мир музыки и слушаем следующий отрывок.
Слайд № 24
- Какое время года отражено в этом музыкальном произведении? Назовите летние месяцы (июнь, июль, август)
Слайды № 25,26,27
- Вы назвали времена года, количество месяцев в каждом времени года и вспомнили их названия…
Слайд № 34 (настенный календарь)
- Это настенный календарь. Почему он так называется?
Слайд № 35 (настольный календарь)
- Этот календарь называется настольный. Почему у него такое название?
Слайд № 36 (отрывной календарь)
- Это очень толстый календарь и называется отрывной? Как вы думаете почему?
Слайд № 37 (карманный календарь)
- А это очень маленький календарь и называют его карманным. Почему?
(демонстрация календарей и показ как ими пользуются)
- Скажите, чем отличаются календари? (одни можно носить в кармане, другие вешать на стену, можно отрывать каждый листок, можно поставить на стол)
- Кто из вас догадался, зачем нам нужны календари? (календарь помогает узнать год, месяц, неделю, день).
- В одном календаре целый год. Сколько месяцев в году? (в году 12 месяцев)
- Какое сейчас время года, какой месяц?
-Я предлагаю создать нам в группу свой особенный календарь, и назовем мы его «Банчемс-календарь».
4. Фрагмент занятия на тему: «Весёлая неделя»
Программное содержание:
- Закрепить понятие «неделя», учить детей ориентироваться в этом понятии, уметь употреблять его в своей речи, знать последовательность дней недели;
- Развивать чувство времени, закрепить умения пользоваться моделью часов
- Воспитывать дисциплинированность, умение планировать свою деятельность.
Материал:
- Изображение дома Недели,
- Изображение гнома Понедельника (красного цвета);
- Наглядная модель часов Недели с двигающейся стрелкой.
Содержание занятия.
Дети рассаживаются в полукруг так, чтобы хорошо видеть педагога и демонстрируемые наглядные пособия.
Педагог. У гнома Тик – Так есть семеро братьев, которые живут все вместе в красивом доме – неделе.
Гномы очень трудолюбивы, у каждого из них есть свои обязанности, своя работа. Они сменяют друг друга по очереди и никогда её не путают, потому что у них есть специальные часы. Эти часы цветные и разделены они на семь частей. А вот почему они так устроены, мы узнаем, когда познакомимся с ними поближе.
Вот стоит красивый дом,
И живет Неделя в нем.
Дней в Неделе ровно семь –
Знать об этом надо всем!
Братья гномы в нем живут,
Дружно песенки поют
И, рассказывая сказки,
Каждый день меняют краски.
Вот Неделя началась,
За работу принялась…
(На часах Недели педагог ставит стрелку на красную деталь конструктора.
В понедельник первый гном
В красный цвет покрасил дом,
Ели гномы помидор
И болтали разный вздор.
Во время чтения стихотворения педагог демонстрирует детям дом Недели, затем появляется гном Понедельник, и преподаватель вставляет его изображение в прорезь окошечка на наглядной модели дома. Дети рассматривают наглядное пособие, педагог отвечает на их вопросы и рассказывает о первом дне недели, затем педагог предлагает детям ответить на вопросы.
- Как называется этот красивый, необычный дом?
- Какой гном приходит первым?
- В какой цвет красит дом гном Понедельник, и что делают в этот день все гномы?
- Как вы думаете, на какой части часов остановится стрелка в понедельник? Покажите её.
- Почему эта часть красного цвета?
4. Консультация для воспитателей на тему: «Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Время - это реальность, в которой мы существуем. Умение ориентироваться во времени дает всем детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и иметь хорошую базу знаний к обучению в школе.
Время – сложный объект познания. Освоение понятия «время» идет медленно и трудно т. к. время:
1. Характеризуется текучестью.
2. Время - необратимо.
3. Оно недоступно непосредственному созерцанию (его нельзя увидеть).
4. С ним нельзя совершать какие-либо действия.
5. Обозначение времени условно.
Таким образом, трудности в ощущении, восприятии и непосредственном познании времени предполагают осуществление взаимосвязи чувственного и логического, использование наглядных эталонов, моделей. Метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего, наглядно образному характеру его мышления.
На сегодня очень много проводится исследований педагогов и психологов, таких как П.Я. Гальперин, Н.Н. Подъяков, где они показывают, что использование моделирования оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. С помощью пространственных моделей, графических моделей относительно легко и быстро совершенствуются ориентировочная деятельность, формируются практические действия, происходят положительные сдвиги в развитии мышления.
Модель – мысленно представляемая или материализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение дает нам новую информацию об этом объекте.
Модель – это своеобразный способ материализации времени, отражение его в наглядной, условно-схематической форме. Их предназначение – помочь детям легче освоить последовательность и зависимость между разными временными категориями, глубже осмыслить их, прийти к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени, осознать их как элементы общей системы.
А что же такое «моделирование»? Моделирование – это процесс создания и использования моделей.
С моделями организуется предметно-чувственная деятельность, в которой ребенок имеет возможность манипулировать временными явлениями.
Модели времени могут быть линейные, круговые, спираль и многослойная модель. Есть модели, предложенные Ф. Н. Блехер, Т. Д. Рихтерман. Объемные модели в виде спирали созданы Е. Щербаковой, которые затем усовершенствовал Н. Локоть моделью с многослойной поверхностью.
Существуют разные классификации моделей: простые и сложные, статичные и динамичные, плоские и объемные, круговые и линейные. Но, наиболее интересной и приемлемой для детей дошкольного возраста, мы выделили классификацию Говоровой Р. И.:
1. Предметные модели – представленные в виде физической конструкции предмета. Например, модель часов, частей суток в картинках, времен года в картинках или в прозрачных цилиндрах и др.
2. Предметно-схематические – выделены в объекте познания существенные компоненты, связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков. Например, модель частей суток в цветовом изображении, времен года в цветовом изображении, вчера-сегодня-завтра, модель дней недели, года по месяцам и сезонам и др. Изготовлены модели частей суток в цветовом изображении, модель времен года, модель дней недели, модель циферблата часов.
3. Графические, обобщенно передающие разные виды временных отношений (обобщенные схемы, чертежи). Например, временная спираль, река времени, различные календари и др.
Графические изображения временных представлений представлены в виде календаря природы, которым пользуемся, начиная со средней группы. В подготовительной группе для закрепления временных понятий сегодня, завтра, вчера, позавчера и т.д., сделали отрезок времени, где графически изобразили эти понятия, т. к дети уже умеют читать.
Но вводить модели нужно поэтапно, работать с ними последовательно, вводить модели постепенно: от простых к более сложным.
1 этап – знакомство с временным явлением или понятием.
2 этап – выделение характерных признаков этого явления или понятия.
3 этап – введение модели.
Далее работа с моделью усложняется, мы предлагаем детям различные задания:
- определи соседей дня недели;
- что следует за январем;
- из скольких частей состоит зима;
- расскажи, что было в день (часть суток, который я покажу;
- подбери к картинке символ (модель, цвет);
- укажи стрелкой, какая сейчас часть суток;
- покажи на модели, о чем говорится в стихотворении;
- продолжи последовательность;
- через сколько дней наступит синий день недели;
- назови противоположные (контрастные сезоны года;)
- расскажи стихотворение, пословицу, загадку о времени года, который я покажу;
- назови праздники, которые есть в месяце желтого цвета;
- какова деятельность людей в третьем месяце зимы;
- с какого дня недели начался месяц март;
- и т. д.
Все формы использования моделирования дают положительные результаты в практическом применении: помогают осознавать не только временную длительность, но и временную последовательность, активизируют познавательную деятельность детей.
При использовании моделей мы сталкивались с определенными трудностями:
- При переходе от одной модели к другой;
- Трудности при использовании знаков у некоторых детей.
Поэтому, целесообразно использовать модели в сочетании с другими дидактическими средствами (беседой, художественным словом, дидактической игрой, решением проблемных задач, экспериментированием и др.), позволяющими закреплять полученные знания с самостоятельной и совместной деятельности.
Вывод:
1. Использование моделей помогает формировать временные представления детей, в результате использования моделей происходит лучшее понимание материала.
2. Только поэтапное, последовательное введение моделей поможет достичь желаемого результата.
3. Эффективно вводить первоначально простые модели (части суток, времена года, дни недели и т. д.) затем и более сложные схематические, графические.
4. Метод моделирования – практический метод, который соприкасается с игровой деятельностью, экспериментированием и другими средствами.
5. Метод моделирования помогает также развивать интеллектуальные способности дошкольников.
Тема педагогического проекта:
«Внедрение приема ИЗОсказка в образовательный процесс, как одно из условий успешного развития связной речи дошкольников»
Сроки реализации: 2021-2024
Цель
Развитие речевой активности дошкольников посредством использования нетрадиционного приёма ИЗОсказка в образовательном процессе
Руководитель учреждения образования: Гончаренко Жанн Александровна 8(017) 95 3-34-53
Участники реализации педагогического проекта: педагогический состав Государственного учреждения образования "Детский сад № 1 г. Слуцка", от 08.10.2021 приказ № 92; воспитанники старшей группы; родители
Консультант педагогического проекта: Макаренко Людмила Михайловна, методист Государственного учреждения образования "Слуцкий районный учебно-методический кабинет" 8(017) 95 7-50-41
Руководитель педагогического проекта: Ефимович Марина Сергеевна, заместитель заведующего по основной деятельности Государственного учреждения образования "Детский сад № 1 г. Слуцка"
8(017) 95 3-34-56
Актуальность
В соответствии с последними государственными требованиями образовательный процесс в дошкольном учреждении должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей воспитанников. Интеграция образовательных областей «Развитие речи и культура речевого общения» и «Художественная литература» способна обеспечить повышение эффективности педагогического процесса и улучшение качества образования. Кроме того, частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках. Развитие такого умения происходит в дошкольном возрасте. И поэтому очень важно не упустить возможность и расширить способности каждого ребенка к образному познанию.
Чтобы научить детей излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с традиционными методиками, можно использовать и инновационные комбинированные методы обучения.
Один из таких методов– это прием «ИЗОсказка».
Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Во время чтения взрослым сказки, детям предлагается что-то сделать: слепить, вырезать, склеить, дорисовать, изобразить сказку схематично. Можно предложить изобразить что-то или кого-то из сказки.
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что она объединяет в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей воспитанников:
активизирует связную речь детей, формирует творческие способности воспитанников;
- способствует взаимодействию сразу трех видов памяти: тактильной, слуховой и зрительной;
- повышает интерес детей к рассказыванию сказки, слепленной или нарисованной своими руками;
- развивает мелкую моторику.
Задачи
1. Изучение научно – теоретических основ активизации связной речи детей, формированию творческий способностей воспитанников.
2. Создать необходимые условия для работы по данной проблеме – обогатить методический инструментарий (изготовление карточек, таблиц).
3.Определить основные направления формирования речевой активности дошкольников посредством использования нетрадиционного приёма ИЗОсказка в образовательном процессе.
4.Разработать перспективное планирование игр и упражнений, внедрить в практику работы занятия и игры с использованием нетрадиционного приёма ИЗОсказка.
5.Привлечь внимание педагогов и родителей к формированию речевой активности дошкольников посредством использования нетрадиционного приёма ИЗОсказка в образовательном процессе.
6.Активизировать и расширять словарный запас посредством театрализованной деятельности в «ИЗОсказке».
7.Слушать и отвечать на вопросы, по содержанию сказки и формировать потребность делиться своими впечатлениями.
Материалы проектной деятельности:
1. Занятия «Путешествие в сказку»
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-puteshestvie-v-skazku-2-ml-gr.html,
2. Занятие «Откуда пришел карандаш»
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-srednei-grupe-otkuda-prishel-karandash.html
3.Круглый стол "Сказочная страна"
https://ys67grodno.schools.by/pages/skazki-po-izobrazitelnoj-dejatelnosti
4. Конспект занятия в средней группе «Мы рисуем сказку».
( Рисование иллюстраций и создание самодельной книжки )
Программное содержание:
Формировать у детей интерес к творчеству художников-иллюстраторов, их оригинальности, умению по-своему видеть образы героев.
Развивать умения рисовать иллюстрации к сказке «Теремок» с использованием различных техник.
Развивать связную речь, внимание, память, восприятие, воображение, мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитывать любовь к художественной литературе; усидчивость, аккуратность, самостоятельность.
Методы и приемы:
Словесные (беседы, пояснения, чтение художественной литературы).
Наглядные (просмотр сказки, мультфильма; рассматривание работ художников-иллюстраторов).
Поисковый (выбор сюжета для создания собственной иллюстрации к сказке).
Практический (рисование иллюстраций, создание книги).
Игровой прием (инсценирование сказки).
Предварительная работа: домашнее задание: чтение сказки «Теремок», просмотр одноимённого мультфильма.
Оборудование и материалы: альбомные листы, гуашь, кисти, восковые мелки, ватные палочки, фломастеры, простые карандаши, файлы для рисунков.
Дидактический материал: рисунки зверей и теремка с неправильными, не принадлежащим им частями тела и расположением, книги со сказками, проиллюстрированные разными художниками-иллюстраторами, картинки с изображением животных.
Ход занятия: (1 занятие)
Организационный этап.
Дети вошли, поздоровались, встали в кружок.
Педагог: - Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла на занятие.
Показывается книга в закрытом виде.
- Что это? (Ответы детей)
- А какие книги вы любите? (Ответы детей)
- А как вы думаете - моя книга интересная или нет? (Ответы детей. Книга открывается, но в ней нет картинок).
- Как же нам понять, о чем книга, если вы не умеете читать, и в ней нет картинок? (Ответы детей)
- Знаете ли вы, как называются картинки в книгах? Нет? Такие картинки называются иллюстрации, а люди, которые рисуют их - художники-иллюстраторы. Проговорите, пожалуйста: иллюстрация, художник-иллюстратор.
Основной этап
Педагог предлагает детям сесть.
Педагог: - Что же нам теперь делать с нашей книгой?
Вдруг из книги вылетают исчезнувшие картинки.
- Ребята, посмотрите, вот и наша пропажа, но с ними что-то произошло - они все перепутались.
Вывешиваются следующие картинки:
Теремок – дверь - наверху, труба - сбоку.
Мышка - красная с зубами волка.
Лягушка – синяя с заячьими ушами.
Заяц – черный, с мышиным хвостом
Лиса – зеленая, с лягушачьими лапами.
Волк – желтый, с лисьим хвостом.
Медведь – серый, с шестью ногами.
Педагог: Отгадайте, что это за сказка и что случилось с героями? (Ответы детей). Чем мы можем им помочь? (Ответы детей) Если я вас правильно поняла, то нужно нарисовать правильные иллюстрации к сказке и сделать новую книгу.
Может быть, вот такую или такую?
Показать несколько книг со сказками, оформленные художниками-иллюстраторами, обратить внимание, какие разные могу быть изображения одного и того же персонажа.
Педагог: - Ребята, мы с вами тоже попробуем стать настоящими художниками-иллюстраторами и создадим каждый свою книжку.
Вспомним сказку и подготовимся к работе.
Проводится физминутка.
Физминутка « Теремок»
В чистом поле теремок, теремок ладошки сложить домиком над головой
Он не низок – не высок присесть - руки вниз, встать - руки вверх
Он не узок, не широк руки вперед перед собой ладошками
внутрь, руки в стороны
Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет ? ладошки к щекам, наклоны головы в стороны
- Я, мышка-норушка присесть - руки к груди – встать
- Я, лягушка-квакушка руки вытянуть
-Я, зайка - побегайка ладошки на голову – помахать
- Я, лисичка – сестричка руки на поясе, повороты туловища в стороны
- Я, волчок – серый бочок ладошками гладить бока
Пришел медведь шаги на месте из стороны в сторону
Полез в теремок
Лез, лез, лез, лез шаги, высоко поднимая колени
Сел и развалил теремок сесть - руки в стороны
И все звери разбежались бег на месте
А мы дружно все пойдем
И построим новый дом шаги на месте
Педагог предлагает детям сесть за столы.
Педагог: - Ребята, для начала нам нужно правильно нарисовать теремок, где все звери будут жить. Посмотрите, что неправильно на нашей картинке (ответы детей)
Обсудить, как правильно рисуется теремок.
Рисование теремка восковыми мелками: обратить внимание, что теремок стоит в лесу на полянке, рисовать его надо посередине листа, правильно расположить окна, двери, крышу, трубу и т. д.
Заключительный этап
В конце занятия проводится выставка работ – доброжелательно, позитивно оцениваются все теремки детей и педагогом, и детьми.
Педагог: - Молодцы, ребята, первую иллюстрацию мы с вами нарисовали. Все иллюстрации будем складывать каждый в свою папку. К следующему занятию у вас будет очень ответственное задание-поиск, задание-исследование: найти вместе с родителями иллюстрации или картинки мышки – нашего первого героя сказки. Рассмотрите ее внимательно, какая она, какие у нее лапки, голова, ушки и т.д. А на следующем занятии мы будем с вами ее рисовать для нашей книги. До следующей встречи.
Прием «Солнышко». На доске изображается круг от солнца, а у ребят имеются лучи и облака. Подходя к солнышку, они должны прикрепить лучи, если урок им понравился, и закрыть его тучкой, если ничего полезного для себя они из него не извлекли.
Далее проводится серия занятий (на каждом занятии рисуется один из героев сказки и дается домашнее задание - найти изображение следующего героя: внимательно его рассмотреть, отметить характерные особенности: форму лап, ушей, морды, фактуру и цвет шерсти и т.д.).
После того, как на занятиях будут нарисованы все герои сказки, дается домашнее задание: нарисовать какого-либо героя, которого нет в данной сказке( придумать, кто еще мог бы прийти к теремку – это может быть реальное животное, либо какое-то сказочное). Ему надо придумать имя и немного рассказать о нем. На занятии организовывается выставка работ и ребята всем рассказывают о своем герое.
5. Конспект занятия с использованием приема «Изо-сказка» «Заколдованная сказка»
Программное содержание:
- Вовлечь детей в игровую ситуацию
- Развивать умения следить за сюжетом ,слушать сказку, входить в образ
- Формировать знание детей о диких животных, их характерных особенностях и внешних отличиях.
- Активизировать диалогическую речь детей, побуждать их к ответам
- Вызвать интерес к театрально – игровой и изобразительной деятельности
- Создавать у детей положительный эмоциональный настрой, чувства радости
Ход занятия
(Под волшебную музыку входит сказочная Фея):
Фея: Здравствуйте ребята!
Кто волшебницу узнает?
Над землей она летает.
Чудеса творить умея,
Всем в беде поможет...
Ответ: Фея
- Молодцы ребята, узнали меня!
Пришла я к вам из волшебного леса. У нас случилась беда! Злая Баба Яга заколдовала всех лесных жителей. Поэтому я пришла к вам за помощью. Нам нужно спасти лесных друзей. Но это будет нелегко, Баба Яга приготовила нам трудные испытания. Вы поможете мне? (Да). Тогда отправляемся в путь повторяйте все за мной.
(Дети встают полукругом около тропинки с камушками и идут под музыкальную физминутку ).
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала.
Вот мы с вами пришли к указанному месту (стоит указатель) с волшебным заданием. (Достает конверт и читает задание, по заданию на пеньке лежит неправильно изображенный заяц, дети должны отгадать героя сказки)
Фея: Ребята, посмотрите на эту картинку, кто в ней спрятался? (заяц) . На экране изображен заяц, с волчьими ушами и лисьим хвостом . А чего же нашему зайчику не хватает?(варианты ответов детей).
Фея : А теперь давайте оживим нашего зайчика (дети на мольберте дорисовывают уши и хвост с помощью тычков)
Фея: Вы большие молодцы, справились с первым заданием ,но нам нужно идти дальше ,ведь баба Яга приготовила нам много трудностей, а волшебная стрелка покажет нам путь (подходят ко второму указателю).(Звучит фонограмма голоса Бабы-Яги, которая говорит второе задание: В этом задании я перепутала сказки, ни за что не отгадаете! И зверя лесного вам не узнать!)
Фея :( Икт с иллюстрацией по сказкам :Лиса и Колобок тянет репку) Какие сказки изображены ?дети отвечают, что это две сказки «Колобок « и « Репка».
Дети подходят к мольберту, на котором изображена лиса с недостающими частями туловища.
Фея : Ребята ,вы догадались ,кто это? (Лиса) Как вы думаете, чего не хватает у лисички?(ответы детей) А теперь давайте оживим нашу лисичку.(Дети рисуют губкой недостающие части туловища).
Фея: Мы с вами справились с двумя заданиями ,но баба Яга приготовила нам последнее задание ,самое трудное. Нужно отгадать загадку, вот послушайте.
Птица ходит по двору,
Будит деток поутру,
На макушке гребешок,
Кто же это ? (петушок)
Фея: А давайте проверим, правильно ли вы отгадали .( Дети смотрят на экран, где появляется изображение петуха).
Фея: Мы сегодня расколдовали с вами петушка, а еще кого…..(Дети дополняют ответ воспитателя).И злые чары Бабы Яги рассеялись .Заяц, лиса ,петух из какой сказки?(ответ детей -Заюшкина избушка).Я сейчас предлагаю вам прогнать хитрую лису из избушки. Вы сейчас закроете глаза ,а я скажу волшебные слова, повторяйте за мной:
Раз ,два ,три ,
Четыре, пять петушки идут спасать.
Фея: Давайте вспомним, что говорил петушок, чтобы прогнать лису из заюшкиной избушки.
Кукареку, несу косу на плечи, хочу лису посечи. Поди, лиса, вон!
Давайте все вместе, громко еще раз скажем! Кукареку, несу косу на плечи, хочу лису посечи. Поди, лиса, вон! (дети подходят к избушке и 3 раза проговаривают слова и прогоняют лису. Лиса убегает).
Рефлексия.
Что больше всего запомнилось? И т.д.