Планирование образовательного процесса
Основные подходы к планированию образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста по реализации учебной программы дошкольного образования
1.Годовые задачи учреждения дошкольного образования (без номерации).
2.Научно-методическое обеспечение ( образовательные стандарты дошкольного образования, учебная программа дошкольного образования, учебные издания, официально подтверждённые либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерства образования Республики Беларусь, рекомендованные научно-методическим учреждением «Национальный институт образования»).
3.Список детей по подгруппам (с указанием возраста, список детей в подгруппе не должен быть постоянным, в течение года он может изменяться с учётом уровня развития каждого ребёнка).
4.Циклограмма совместной деятельности педагога с воспитанниками в течение дня (обязательные компоненты организации разных видов совместной деятельности педагога и детей в течение дня, с включением времени, отведённого для специально организованных форм (игр, занятий), для проведения физкультурных досугов, музыкальных развлечений, организации образовательных услуг сверх базового компонента).
Рекомендуемая циклограмма совместной деятельности педагога с воспитанниками в течение дня
Первая половина дня |
Вторая половина дня |
||||
Утро |
Первая прогулка |
После сна, перед прогулкой |
Вторая прогулка |
Вечер |
|
пн |
|||||
вт |
Рекомендовано следующее содержание циклограммы:
Первая половина дня
Утро:
- общение;
- индивидуальная работа по образовательным областям учебной программы;
- игровая деятельность;
- познавательная практическая деятельность;
- трудовая деятельность
- двигательная деятельность: организованная (утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные паузы), самостоятельная (до и после завтрака);
- специально организованное обучение.
1-я прогулка:
- игровая деятельность
- познавательная практическая деятельность (наблюдение за живой и неживой природой, опытно-экспериментальная деятельность, обследование предметов, объектов, пространства и т.д.);
- двигательная деятельность: организованная (подвижные игры и физические упражнения – ежедневно, занятия физкультурой – согласно утверждённому учебному плану занятий на неделю); самостоятельная (ежедневно);
- трудовая деятельность;
- индивидуальная работа по образовательным областям учебной программы;
Вторая половина дня
Перед второй прогулкой:
- образовательные услуги сверх содержания образовательных областей: «Развитие речи и культура речевого общения», «Иностранный язык», «Детское ручное ткачество», «Хореография» (указываются дни недели, время и продолжительность проведения образовательных услуг);
- развлечения.
Вторая прогулка:
- познавательная практическая деятельность;
- двигательная деятельность: организованная (подвижные игры, физические упражнения – ежедневно); самостоятельная (ежедневно);
- трудовая деятельность;
- индивидуальная работа по образовательным областям учебной программы;
- игровая деятельность.
Вечер:
- индивидуальная работа по образовательным областям учебной программы;
- игровая деятельность;
- художественная деятельность – художественно-речевая, театральная, музыкальная, изобразительная: восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн;
- трудовая деятельность;
- самостоятельная двигательная деятельность– ежедневно;
В циклограмме указываются конкретно дни недели, периодичность проведения музыкальных и физкультурных досугов, физкультурных праздников, дней здоровья.
5.Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по психолого-педагогическому образованию родителей и включению их в образовательный процесс, дата проведения, ответственный, отметка о выполнении)
Формы работы |
Содержание работы |
Дата проведения |
Ответст- венный |
Отметка о выполнении |
коллективные |
- родительские собрания - работа с родительским комитетом - консультации - анкетирование - семинары - вечер вопросов и ответов - клубы и др. |
|||
индивидуальные |
- посещение семей на дому - беседы - консультации - анкетирование и др. |
|||
наглядно-информационные |
- папки-передвижки - библиотека-передвижка - фотомонтаж - фотовыставки - фотогазеты - семейный вернисаж - копилка добрых дел - выставки совместных работ (помещаем практи-ческий материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в д\с, советы, рекомендации) и др. |
|||
информационно-коммуникационные |
-памятки, рекомендации, консультации на сайте УДО -фотографии из повседневной деятельности дошкольников в детском саду, размещенные на сайте УДО |
6.Индивидуальная работа с детьми (по образовательным областям, на месяц понедельно).
7.Закаливание (холодный и тёплый период года).
8.Двигательная деятельность (активность).
Организованная двигательная деятельность
- утренняя гимнастика понедельно (2,4 неделя с дополнениями и усложнениями, возможно использование картотеки);
- физкультминутки (названия 2-3 физкультминуток)
- физкультурная пауза (1-2 игры малой и средней подвижности).
- подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках, понедельно).
- активный отдых:
- физкультурный досуг (1 раз в месяц во 2 мл.гр., 2 раза в месяц в средней и старшей группах).
- физкультурный праздник (2 раза в год; 4- в группах от 5-7 лет, воспитатель в плане обозначает дату проведения, участвует в подготовке и проведении).
- День здоровья (4 раза в год, воспитатель в плане обозначает дату проведения).
Самостоятельная двигательная деятельность (утром,после завтрака, на 1 прогулке, после сна, на 2 прогулке, вечером и в разных видах детской деятельности). Для самостоятельной двигательной деятельности создаются соответствующие условия, обеспечивающие выполнение физических упражнений в разнородной физкультурно-игровой среде в помещении и на воздухе.
9.Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие).
- определяется тема и цель недели (если тематическое планирование);
- обозначается образовательная область, вид занятия, формулируется тема занятия, конкретные программные задачи (обучающие - формировать; развивающие - развивать, воспитательные - воспитывать) – источники планирования. В дополнениях указываются дидактический материал, пособия, картины, методы, приёмы, игры, упражнения используемых образовательных технологий.
Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определённое своеобразие.
Примерная структура написания игр, занятий:
- тема недели;
- образовательная область и вид занятия («Искусство» (рисование), «Ребёнок и общество» (экскурсия))
- тема занятия;
- программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
- источники планирования;
- методические приёмы (перечисляются конкретные приёмы, с помощью которых будут достигаться поставленные темы по отношению к группе в целом, к отдельному ребёнку);
- дополнения.
В планировании образовательного процесса по учебной программе прослеживается взаимосвязь направлений образовательных областей и видов детской деятельности (например, интеграция движений игровой деятельности).
10.Нерегламентированная деятельность – это:
- общение
- познавательная практическая (предметная - в группах раннего возраста)
- игровая
- художественная
- трудовая
При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий. Изменение занятий заключается в: постепенном преподнесении новой информации, смене дидактического материала, использовании новых методических приёмов и др.
В плане на летний оздоровительный период планируются виды детской деятельности:
- общение
- игровая деятельность
- познавательная практическая деятельность
- художественная деятельность
- трудовая деятельность.
.
Занятия по образовательным областям не планируются,
в план включаютсятолько виды детской деятельности.
Обратите внимание!
- Вместо занятий по образовательной области «Физическая культура» планируются физкультурные досуги и двигательная деятельность;
- Вместо музыкальных занятий образовательной области «Искусство» - развлечения и музыкальная деятельность.